Блог экономии тепла

Популярно о теплосбережении в доме и квартире

Previous Entry Share Next Entry
Энергопаспорт жилого дома: теперь обязательно. И ежемесячно.
teplodrom


Предлагаю вниманию читателей актуальную статью моего коллеги и друга Андрея Сорокина, энергоаудитора из Уфы (www.ufateplo.ru)

Система ЖКХ сложна, огромна и необъятна. До сих пор все данные о наших домах – их происхождении, состоянии, комплектации и прочем хранятся где-то в пыльных папках БТИ. И там они достаточно скудные и крайне устаревшие. А управлять системой надо. И, учитывая крайнее нежелание правительства увеличивать социальную напряженность, управлять необходимо эффективно. Да и суммы денег, которые теперь вращаются в системе ЖКХ, вынуждают принимать какие-то меры по повышению прозрачности и контроля.

И вот решено: с 2013 года все наши жилые дома обязаны получить электронный паспорт – документ современно, полно и исчерпывающе описывающий наше жилище: конструктив, оборудование, сети, потребление и расход энергоресурсов, способы и виды учета, энергоэффективность и перечни мероприятий по содержанию. Более того: как и следует из названия паспорта, этот документ исключительно электронный: ежемесячно он обновляется, сдается в муниципалитет и предоставляется поставщикам энергоресурсов для учета и планирования поставок по сети Интернет.

В этом случае инструментарий следующий: постановление Правительства от 28 декабря 2012 г. № 1468 «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах». Там четко предписано: УК и организации поставщики ресурсов обязаны ежемесячно передавать в мэрию электронные паспорта всех обслуживаемых ими домов и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры. Муниципалитеты же обязаны гарантировать предоставление электронных паспортов с характеристиками и данными жилых домов и сведениями по объектам коммунальной и инженерной инфраструктуры для обслуживающих и ресурсоснабжающих организаций.

Так же утверждены Приказ Госстроя от 8 апреля 2013 г. № 113/ГС «Об утверждении формы электронного паспорта многоквартирного дома, формы электронного паспорта жилого дома», Приказы Госстроя от 8 апреля 2013 г. № 112/ГС, от 10 августа 2013 г. № 302/ГС, от 23 августа 2013 г. № 310/ГС, исчерпывающе описывающие форму, вид, структуру, содержание, порядок и методику составления электронного паспорта жилого дома.

Из всего вышеизложенного делаем несколько выводов:

Во-первых: государство всерьез взялось за ЖКХ. По простой причине - избавляться от этой ноши необходимо, поскольку бюджет трещит под непомерной социальным бременем. Но бросить ЖКХ «просто так, как есть» невозможно – это грозит ростом социальной напряженности. Значит, надо навести какой-то порядок и перевести его на саморегулирование и самоокупаемость. Бюрократия по своей сути не имеет возможности создать рыночный механизм, но отлично умеет создавать механизм регулятивно-карательный. И именно это и было сделано. Свежеорганизованный для этого Минстрой (не отягощенный старыми связями и обязательствами) будет наводить порядок «железной рукой» – чтобы оправдать собственное создание. И жесткое внедрение новшества неизбежно.

Во-вторых: создание, заполнение и актуализация электронного паспорта по силам будет только крупным УК. Они смогут себе позволить держать в штате эксперта-строителя, энергоаудитора (а в паспорт необходимо вносить данные по классу энергоэффективности и специфическим характеристикам) и IT-специалиста, обеспечить им достойную зарплату. Остальным придется привлекать специалистов «со стороны».

В-третьих: сама по себе работа по формированию электронных паспортов в ЖКХ большая и кропотливая. Сначала все пойдет тяжело. Но с другой стороны, теперь те УК, которые, не выполняют требования постановления, будут наказываться в соответствии со ст. 19.8.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Значит, все же пойдет? Думаю, да. Экспертное сообщество, СРО энергоаудиторов в принципе в состоянии обеспечить проведение кампании по паспортизации, но займет это пару лет. И даже некоторые IT-решения в настоящий момент уже существуют – например, одобренный Путиным сервис «Эльпас».

Заполнение электронного паспорта дома – непростая работа. Заполнение ряда разделов по силам только профессиональным энергоаудиторам – необходимость определения класса энергоэффективности здания, удельной тепловой и иных характеристик требует специальных знаний и подготовки. Большая часть форм содержит реальные сведения о конструкциях дома и данных человека, оценившего и ответственного за его состояние. Так что теперь ответственность за недостоверные данные и не дай бог, за аварии будет ложиться на «конкретного» виновника – а информация ежемесячно актуализируется – так что не получится переложить ее на уволенного сотрудника.


?

Log in